Святой Иоанн Предтеча был далеким родственником Иисуса Христа. Его мать Елизавета была родной тетей Пресвятой Девы Марии, а отцом был ветхозаветный священник Захария. С детства Иоанн отличался праведной жизнью, а в сознательном возрасте принял подвиг пустынножительства. О праведности Предтечи узнало много иудеев. Они приходили к нему, принимали крещение, меняли свою жизнь.
Когда Иисус Христос пришёл на берег реки, Святой Иоанн прозрел духом, узнал в Нём Господа и сказал ему: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». А в ответ услышал от Спасителя: «Так надлежит нам исполнить всякую правду». Безгрешный Спаситель вступил в воды реки вместе с грешниками. И в тот момент Иоанну открылось, как через отверзшиеся небеса Дух Божий в виде голубя нисходит на Иисуса. Иоанн и все присутствующие услышали голос Божий: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». В те минуты свершилось настоящее Чудо. Господь наш явился в Троичном своем проявлении: Бог Отец явил себя в голосе, Бог Сын в образе человека и Святой дух в виде голубя спустился с неба на Иисуса Христа.
Крещение Господне было первым явлением Христа народу Израиля. Именно после Богоявления за Учителем последовали первые ученики — апостолы Андрей, Симон (Петр), Филипп, Нафанаил. В древности Крещение Господне и Рождество Христово праздновались в один день — 6 января. До IV века этот праздник назывался Богоявление, а основной и первоначальной целью его установления было воспоминание и прославление события явления во плоти Сына Божия.
Сам Господь, как источник всякой чистоты и святыни, безгрешный и непорочный, рожденный от Пречистой и Пресвятой Девы Марии, не имел нужды креститься, но так как Он взял на Себя грехи всего мира, то и пришел к реке, чтобы очистить их посредством крещения.
Погружением в водную стихию Господь освятил естество воды и для нас устроил купель святого крещения. По церковному преданию, святой Иоанн Предтеча каждого крестившегося у него человека погружал в воду до шеи и держал его так, пока тот не исповедовал грехи свои. Христос же, не имевший грехов, не был задержан в воде, поэтому в Евангелии сказано, что Он вышел из воды тотчас (Матф. 3, 16).
Как при Ное голубица возвестила прекращение потопа, принеся масличную ветвь, так и теперь Дух Святый возвещает разрешение грехов в виде голубя: там ветвь масличная, здесь милость Бога нашего. С древних времен в церковном Уставе праздник Богоявления называется также днем Просвещения и праздником Светов, ибо Бог есть Свет и Воскресение и явился просветить «сидящих во тьме и сени смертной» (Матф. 4, 16), спасти падший род человеческий открывшейся во Христе Божественной благодатью (2 Тим. 1. 9—10).
Поэтому в древней Церкви в навечерие Богоявления, как и в самый день праздника, был обычай крестить (духовно просвещать) оглашенных (тех, кого огласил учением о вере христианской). В это время совершается в храмах и на водоемах великое освящение воды.
Богоявленская или крещенская вода (агиасма) считается великой святыней, исцеляющей душу и тело. Ее принято сохранять в течение года, окропляя вещи, принимая натощак и в случае болезни, давая пить тем, кто не может быть допущен ко Святому Причащению. На Руси издревле было принято в праздник Богоявления совершать торжественные крестные ходы на реки и водные источники.
ТРОПАРЬ, ГЛАС 1
Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине извествоваше словесе утверждение; явлейся Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе.
КОНДАК, ГЛАС 4
Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя: пришел еси и явился еси, Свет Неприступный.
ВЕЛИЧАНИЕ
Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию крестивщагося от Иоанна в водах орданских.