Календарь
 
Святыни в Москве

С 21 мая по 28 июля 2017 года состоится принесение в Россию части мощей святителя и чудотворца Николая, хранящихся в базилике города Бари (Италия), в Русскую Православную Церковь.

Vhndd4nmXm4

 
Выставки
calendar-2017-red-320x320 
 
Поиск
 
 

Я думаю, все испытывали в своей жизни такое состояние: Праздник уже завтра, а настроение далеко не праздничное. Да и сам смысл праздника часто, увы, непонятен. Многие люди воспринимают Рождество как еще один день собраться вместе за столом, для кого-то это лишний повод выпить…

Сейчас идут последние дни рождественского поста. Как создать в доме ощущение грядущего Великого События, как подготовить себя и свою семью к встрече со Христом? Цель моей статьи лишь немного приоткрыть дверь в праздник Рождества, входить же в нее Вы будете сами.

Если тремя фразами сформулировать подготовку к Рождеству с детьми, то картина получится такая:

1. Что мы видим; 2. Что мы слышим; 2. Что мы делаем своими руками.

Теперь пройдемся коротко по каждому пункту.

Человеку всегда легче понять происходящее через то, что он видит, поэтому иконы Рождества нам хорошее подспорье в этом. Замечу, что иконографические изображения сильно разнятся, что поможет нам работать с детьми разного возраста и самим во всем обхвате раскрыть для себя Тайну Пришествия Христа. Для совсем маленьких детей существуют простые изображения, не осложненные подробными деталями. Дети 5-6 лет очень любят смотреть на икону, где Младенец нежно прильнул головкой к Богоматери. Подросткам интересна икона, где показаны сомнения Иосифа, поскольку подростки и сами находятся в непростом времени поиска. Важно не просто смотреть с детьми на иконы, но и по возможности читать их, обсуждая. Вы никогда не задумывались, например, почему на одной из икон Богородица отвернулась от Младенца? Дети сразу замечают, и, признаюсь, их это очень смущает.

Вторая наша фраза звучит, как «Что мы слышим». Речь, конечно, идет о песнопениях Рождества и о так называемых «христославах». В первую очередь, следует разобрать тропарь и кондак Рождества, детям постарше можно рассказать о «гласах», на которые они поются. « Христославы» и песни на Рождественскую тему помогают настроиться на правильный лад, стать добрее и отзывчивее.

И, наконец, важный вклад в семейный праздник ˗ это поделки своими руками. Украшайте дом вместе с детьми. Превратите это в веселую игру, чтобы помочь ребенку проникнуться духом Рождества. Малышам, конечно, не стоит давать хрупких украшений, ведь они могут разбить их и пораниться. Отдавайте предпочтение фигуркам из бумаги, дерева, пластика и т.п. и не ругайте ребенка, если он делает что-то не так. Помните, что для украшения елки можно использовать и сладости. Например, замечательно будет выстраивать такие «звездные дорожки» к Рождеству. Идея состоит в том, чтобы на окно приклеивать каждый день по маленькой звездочке, предварительно прочитав на обороте какую-то цитату. А в канун Рождества на нашем окне может «загореться» большая звезда. И, безусловно, какое Рождество без вертепа. Его можно как купить, так и сделать своими руками из поставленной ребром коробки из-под конфет, обклеенной фольгой и обмотанной сверху гирляндой. Пространство для фантазии безгранично.

Рассказывайте малышу об особом значении рождественской атрибутики: об ангелах, Вифлеемской звезде, символ которой прикрепляют к верхушке елки и т.п. Можно также прочесть несколько детских рождественских историй. Так вы поможете ребенку понять смысл украшений, которые используются в этот день. Устройте веселый конкурс, если у вас несколько детей. Можно предложить им тематические раскраски, вырезание снежинок из бумаги и т.п. Другой вариант – попросить малыша нарисовать иллюстрацию к рассказанной вами истории. Кстати, это неплохой способ занять детей на некоторое время, пока вы наряжаетесь и накрываете на стол.

Что касается самого Праздника, то замечательно было бы начать с приготовления сочива накануне, обязательно сходить в храм, на Службу. После этого можно устроить различные игры, поставить сценку на Рождественскую тему и просто радоваться. Замечу, что Праздник Рождества продолжается еще неделю, а святки до Крещения. Приготовьте праздничные блюда. Желательно выбрать наиболее яркие и красивые варианты, ведь дети порой уделяют больше внимания внешнему виду еды, чем ее вкусу. При желании можно приготовить кутью, оригинальный пирог, несколько салатов, а также сладкие блюда, которые любит ваш ребенок. Накрывая на стол, вы можете поставить в центр пуансетию, которую в Европе называют рождественским цветком.

Устройте тематический спектакль. Для этого достаточно будет сделать ширму или просто повесить ткань, а также сшить несколько кукол. Можно использовать и рождественские фигурки, в том числе ангелов. Разумеется, очень важно, чтобы выбранный вами сценарий был веселым и раскрывал для ребенка традиции Рождества. Дети могут быть не только зрителями, но даже участниками представления, вам лишь нужно подробно объяснить, в чем заключается их роль, а затем давать им подсказки.

Марина Худова 1 курс МГУ

В каком из Вифлеемов — северном или южном — родился Христос? 
Почему историки ставят под сомнение существование Назарета во времена Христа? И есть ли у христиан свои научные контраргументы, кроме веры? Отвечает протоиерей Александр ТИМОФЕЕВ, завкафедрой библеистики МДАиС.

Мозаика из Сепфориса (Израиль) "Галилейская мадонна". I-II века по Р.Х.

 

Два Вифлеема

Канонические Евангелия очень кратко повествуют об обстоятельствах детства и юности Господа Иисуса Христа. Такое умолчание породило множество фантастических текстов, известных как «гностические евангелия» или апокрифы. Широкой публике в нашей стране они стали известны, например, благодаря свободным пересказам для детей шведской писательницы Сельмы Лагерлеф.
Поэтому отправимся в Святую Землю, чтобы узнать новое о событиях, связанных с рождеством и детством Спасителя. Но куда ехать в первую очередь? Наверное, сразу в Вифлеем, ведь Рождество было там. Но Вифлеема, оказывается два: один в Галилее, на севере, совсем недалеко от Назарета, в котором жили Иосиф Обручник и Дева Мария; другой — в Иудее, на юге (таких городов-дублей в Израиле немало). Где же родился Христос?

Обратимся к историческим документам того времени — текстам переписи населения, которую во всех своих провинциях (а Иудея и Галилея были в те времена римскими провинциями) проводил Рим. Приказ о переписи, содержащийся в папирусе № 904 из Британского музея (относится к 104 году по Р. Х.), говорит нам об этой практике римлян. В нем содержится указание каждому жителю, который проживает на территории Римской империи, переписываться на своей родине: «Гай Вибий Максим, префект Египта [говорит]: Видя, что пришло время для подомной переписи, мы сочли необходимым заставить всех тех, кто по какой-либо причине пребывает за пределами своей провинции, возвратиться в свои собственные дома, так чтобы они могли привести в исполнение обычный закон о переписи…» Поскольку Иосиф Обручник, как мы знаем из Святого Писания, происходил из рода Давида, он должен был отправиться именно на юг, в Иудею, в Вифлеем, где родился и царь Давид.

Есть ли археологические данные, подтверждающие факт рождения Спасителя в Вифлееме? Вифлеем изучен существенно хуже, чем Назарет или Капернаум. Прямых археологических данных, подтверждающих рождество Христово в Вифлееме, нет. Но есть факт живого церковного предания о месте рождения Спасителя уже со времен мученика Иустина Философа (около 150 года), который писал в «Разговоре с Трифоном-иудеем»: «Когда в Вифлееме родился Младенец, поскольку Иосиф не мог найти ночлег в этой деревне, он занял место в некоей пещере неподалеку от деревни; и пока они были там, Мария родила Христа и положила Его в ясли, и здесь нашли Его волхвы, пришедшие из Аравии».

Древние авторы сообщают, что при императоре Адриане в пещере Рождества был устроен языческий храм Адониса. Однако во многом благодаря этому было сохранено для последующих поколений место рождения Христа. Сейчас над пещерой расположена базилика Рождества. Первое упоминание о ней мы находим в записях автора, известного как пилигрим из Бордо (IV век). Это же подтверждает известный церковный историк Евсевий Кессарийский, согласно которому царица Елена «воздвигла поклоняемому Богу два храма: один при пещере рождения, другой на горе вознесения, ибо Эммануил (с нами Бог) благоволил родиться для нас под землей, и местом плотского его рождения евреи признают именно Вифлеем. Посему благочестивейшая василиса всячески украсила эту священную пещеру и почтила дивными памятниками бремя Богородицы. А спустя немного ту же самую пещеру почтил своими приношениями и василевс (император Константин), к щедротам своей матери присоединив золотые и серебряные дары и различные завесы».

Место, где родился Иисус, никогда всерьез не оспаривалось. И блаженный Иероним, и Павлин Ноланский в IV веке подтверждают, что Вифлеемская пещера под нынешней церковью Рождества была признана местом Рождества Христа и до Адриана — еще в первом веке. А Иероним, известный переводчик Библии на латынь, переехал в Вифлеем в 385 году и жил в пещере, примыкающей к гроту Рождества, тридцать пять лет, до самой своей кончины. Относящийся ко второму веку апокриф «Протоевангелие от Иакова» содержит о пещере Рождества как месте рождения Спасителя те же сведения. Ориген в III веке писал, что пещера в Вифлееме и ясли в ней были «знамениты в этих местах даже среди людей, далеких от веры, так как именно в этой пещере… Иисус… был рожден».

В 1934 году в Вифлееме проводились раскопки под руководством археолога Уильяма Харви, а с 1948-го по 1951 год — францисканской Стражей Святой Земли. Примерно на метр вглубь под нынешним полом был обнаружен прекрасный мозаичный пол, который может относиться и к первоначальной церкви, выстроенной царицей Еленой, а может и являться добавлением V века, поскольку пол расположен выше уровня исходных оснований, поддерживавших колонны церкви Константина. Елена построила восьмиугольное здание, которое соединялось с базиликой, образуя двухчастную постройку.

Храм, в наши дни встречающий гостей Вифлеема, построил византийский император Юстиниан (527-565). В Средние века были внесены некоторые изменения, например, закрытая арка над современной прямоугольной дверью — входом в храм, существенно его уменьшившая. Ранее вход был таким большим, что во времена оккупации Вифлеема арабами в храм мог запросто въехать всадник на лошади.

«Проблема Назарета»

Если Вифлеем — место Рождества Христова, то Назарет известен прежде всего тем, что там произошло чудо Благовещения (см. Лк. 1: 26-38). Сюда же вернулось Святое Семейство после бегства в Египет (см. Мф. 2: 23). Здесь Иисус провел Свои юные годы, и здесь же, в синагоге, звучала Его первая проповедь (см. Лк. 4: 16-27). Сегодня в Назарете три христианских храма: православный и два католических.

Почитание Назарета как святого места прослеживается благодаря записям пилигримов с IV века (Этерия, IV век; Пилигрим из Пьяченцы, 570 год; Аркульф и Виллибальд, VII век). Название его происходит от еврейского слова «нецер» — ветвь, так называли себя потомки Давида, помня пророчество: «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произойдет от корня его» (Ис. 11: 1). Именно в этом слове ключ к пониманию фразы «поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назорей наречется» (Мф. 2: 23). Ведь в Ветхом Завете нигде не говорится о Мессии-назорее, а вот о ветви говорится. Поэтому — «Ветвь наречется».

Тем не менее в археологии в последние годы ведется ожесточенная дискуссия по так называемой «проблеме Назарета I века». Некоторые археологи утверждают, что раскопки фиксируют на месте современного Назарета иудейское поселение только с конца I-II века н. э. Существование же Назарета в эпоху Иисуса ставят под сомнение потому, что он не упомянут ни Талмудом, ни Иосифом Флавием. Почему же такие важные исторические источники о нем не говорят?

Назарет был крохотным пригородом (городом-спутником) столицы Галилеи — Сепфориса, расположенного в пяти километрах от него. Жители Назарета, по всей видимости крестьяне, мелкие ремесленники и торговцы, числом не более 300 человек, ходили в Сепфорис на работу, потому что в Назарете ее просто не было. Возможно, в Сепфорис ходил на заработки и Иосиф, беря с собой своего названого сына.

Археологические раскопки в Назарете рубежа XX-XXI веков, раскопки францисканца Б. Багатти 1955 года, когда была построена новая католическая церковь Благовещения, дают новые сведения об этом месте: Назарет времен Иисуса был маленьким сельскохозяйственным поселением с множеством виноградных прессов, маслодавилен, пещер для хранения зерна и цистерн для воды и вина. Обнаружены помещения, вырубленные в скале, предположительно нижние хозяйственные этажи. Некоторые из этих построек, расположенные под церковью Благовещения и церковью святого Иосифа, древним преданием связываются с двумя домами: один — Иосифа, другой — родителей Девы Марии, где и произошло Благовещение. Пещера, находившаяся под предполагаемым домом Девы Марии, называется "гротом Благовещения". Сейчас там расположен католический алтарь с надптсью на престоле: "Здесь Слово стало плотью".


Грот под базиликой Благовещения в Назарете, открытый во время раскопок Б.Багатти.

Вряд ли авторов Талмуда или блестящего Иосифа Флавия могла заинтересовать деревушка с населением в 300 душ, где делали вино и масло, жили плотники и крестьяне. О незначительности Назарета в глазах современников свидетельствуют и слова Нафанаила из Евангелия от Иоанна: «…из Назарета может ли быть что доброе?» (Ин. 1: 46).

Назарет, первый этаж одной из построек, датируемых I-II веком, под базиликой Благовещения. Раскопки Б.Багатти, середина ХХ века.

 

Первая в Назарете церковь, по-видимому, была сооружена Иосифом Тивериадским, знатным иудеем, обратившимся в христианство и получившим от равноапостольного Константина привилегию строить церкви в Галилее (об этом пишет Епифаний Кипрский). Однако Багатти опубликовал находку из своих раскопок под полом церкви Благовещения, которая свидетельствует о том, что византийскому храму предшествовала еще одна религиозная постройка. Исходя из стиля и структуры, Багатти датирует их третьим веком и полагает, что здание было синагогой, потом ставшей христианским храмом (редкий случай, обычно синагоги не переделывали в церкви). 

Есть в Назарете и другие места, на которые стоит обратить внимание. Согласно преданию (первая письменная фиксация в апокрифе апостола Иакова около 140-170 годов) архангел Гавриил впервые обратился к Деве Марии, когда Она шла к источнику. Этот источник существует и поныне. Над ним в IV веке был воздвигнут храм. Он упоминается в описаниях паломничества Аркульфа, монаха из Галлии (670), и русского игумена Даниила (1106). Церковь неоднократно разрушалась и перестраивалась, но источник продолжал действовать.

Нынешний храм Архангела Гавриила построен в 1750 году на руинах церкви времен крестовых походов и сейчас является важным местом православного паломничества.

"Русской Голгофой" назвал Патриарх Алексий II «Бутовский полигон», крупнейшее в Московском регионе место массовых расстрелов и захоронений жертв террора середины ХХ столетия.

Только в период с августа 1937 г. по октябрь 1938 г. здесь пострадало более 20 000 человек: простые крестьяне, рабочие и служащие, интеллигенция, бывшие военные, общественные и государственные деятели. Около 1000 человек были осуждены и расстреляны за исповедание православной веры. Более трехсот из них прославлены Русской Православной Церковью в лике святых.

Сонм новых мучеников в Бутове пострадавших, возглавляют семь архиереев: сщмч. Серафим (Чичагов), митрополит Санкт - Петербургский и Новгородский, архиепископ Можайский Димитрий (Добросердов), архиепископ Владимирский и Суздальский Николай (Добронравов), епископ Бежецкий Аркадий (Остальский), епископ Нижне -Тагильский Никита (Делекторский), епископ Велижский Иона (Лазарев), епископ Серпуховской Арсений (Жадановский). Здесь же расстрелян последний наместник Свято -Троицкой Сергиевой Лавры (до момента её закрытия), преподобномученик Кронид (Любимов). Вместе с иерархами пострадало и несколько сотен священников, монашествующих и мирян Русской Православной Церкви.

Сейчас на территории памятника истории «Бутовский полигон» действуют 2 храма - деревянный храм Святых новомучеников и исповедников Российских, в котором с 1996 года совершаются богослужения, и 5-тиглавый собор Воскресения Христова, освящённый Святейшим Патриархом Алексием - II и митрополитом Лавром (в то время предстоятелем Русской Зарубежной Церкви) в дни празднования восстановления канонического общения Русской Православной Церкви в мае 2007 года. Свидетельствуют о вере, сохранённой новомучениками и исповедниками Российскими, поклонные кресты: вставший на захоронениях над Бутовскими рвами в 1994 году, и прошедший скорбным водным путём, по каналам, вырытым руками заключенных, из Соловков в Бутово в 2007 году.

В этих храмах и у крестов не прекращаются богослужения, чтится память всех пострадавших за Веру и Церковь, возносятся молитвы за всех невинно убиенных в годы минувшего лихолетия.

С 2000 года ежегодно, в 4-ю субботу по Пасхе, на Бутовском полигоне совершается Патриаршее богослужение под открытым небом. Традицию, основанную Святейшим Патриархом Алексием – II, сегодня продолжает Патриарх Кирилл. День этот, в календарях нашей Церкви, значится как Собор Новомучеников Бутовских.

 

Престолы: центральный придел верхнего храма освящен в честь Воскресения Христова ; правый — во имя Новомучеников и исповедников Российских, левый — во имя святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси. 

В нижнем этаже храмового комплекса расположен реликварий с остатками личных вещей, утвари, облачений новомучеников. 
Центральный придел нижнего храма посвящен Державной иконе Божией Матери. Под покровом этой иконы жил русский народ в XX веке после свержения императора Николая Александровича. Правый придел предполагается освятить во имя сщмч. Серафима, митрополита Санкт-Петербургского, левый придел предположительно будет освящен в честь святителя Иоанна Шанхайского. 
Над царскими вратами центрального предела помещена икона Спасителя, которая принадлежала сщмч. Сергию Кедрову, убиенному в Бутове. 
Новомученики и исповедники Российские, молите Бога о нас!

 

 

деревянный храм Новомучеников и исповедников Российских

 

 

каменный храм Воскресения Христова

Дорогие прихожане и друзья нашего храма! В воскресенье 23 ноября состоится поездка на “Бутовский полигон” для проведения молебна новомученикам и исповедникам Российским. Для тех, кто поедет на автомашинах – сбор около госпиталя на Стартовой улице в 12.00 Сначала будет экскурсия по Бутовскому полигону, продолжительностью 1,5 часа После окончания молебен Новомученикам и исповедникам Российским в храме. Одевайтесь теплее, берите с собой термосы и бутерброды.

Адрес храма: 113623, Москва, Бутово, ул. Юбилейная, д. 2 (м. «Южная»).

Самостоятельный проезд: от станции метро «Бульвар Дмитрия Донского» автобусом № 18 до ост. «Полигон» в 13-20
автобусом № 108 до ост. «Новоникольское», далее пешком около 800 метров;
автобусом № 94 до ост. «2-ая Мелитопольская, д. 17», далее пешком около 800 метров;
от станций метро «Южная», «Пражская», «Улица академика Янгеля», «Аннино» автобусом № 249 до ост. «Новоникольское».
Электропоездом с платформы Каланчевская в 12.32 (или в 12.39 с Курского вокзала) до станции «Бутово», далее пешком через парк около 1,5 км.
Сайт храма: http://www.martyr.ru

Телефон храма: (495) 549-22-24, 549-22-22.

16 ноября 2014 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Святейший Патриарха Сербский Ириней совершили в Белграде освящение памятника царю-страстотерпцу, последнему российскому императору Николаю II.

В торжественной церемонии открытия монумента участвовал Президент Республики Сербия Томислав Николич.

15 ноября 2014 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Святейший Патриарх Сербский Ириней посетили Русский некрополь в Белграде — место крупнейшего в Европе захоронения русских воинов, погибших на фронтах Первой мировой войны. Предстоятели Русской и Сербской Православных Церквей возложили цветы к памятнику русским воинам. Была пропета «Вечная память».

 

Святейший Патриарх Кирилл прочитал молитву на обновление храма-часовни в честь Иверской иконы Божией Матери, что находится на территории кладбища. Иверская часовня была построена в 1931 году эмигрантами из России в память об одноименной часовне у входа на Красную площадь в Москве. В ее крипте находится захоронение митрополита Антония (Храповицкого). Затем была совершена заупокойная лития по воинам, погибшим в годы Первой мировой войны.

По окончании богослужения Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся со словом:

«Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Высокие представители российской и сербской государственных властей! Дорогие отцы, братья и сестры!

Хотел бы выразить слова признательности всем, кто потрудился деле в восстановлении и реставрации этого мемориального кладбища. Мы находимся на особом месте. Это самое большое в Европе кладбище, где похоронены участники Великой войны, где похоронены генералы, адмиралы, офицеры, солдаты русской армии, где существует, несмотря на все сложнейшие обстоятельства ХХ века, памятник государю императору Николаю II, который не оставил в беде сербский народ, но принял решение вступить в тяжкую войну. Царь сознавал, что Россия не была в полной мере готова к этой войне. В 1914 году началось крупномасштабное изменение в организации и оснащении российской армии — то, что мы теперь называем словом "модернизация". Этот процесс должен был быть завершен к 1920 году, и тогда русская армия стала бы самой сильной армией в Европе.

Но именно в 1914 году не по нашей воле начинается война. Сербский народ оказался на грани уничтожения и полного порабощения. И государь император Николай II принимает судьбоносное решение вступить в войну и защитить сербов, отдавая себе отчет в опасности последствий такого шага.

Мы знаем, чем обернулась эта страшная война для Европы: исчезли четыре империи — Российская, Германская, Австро-Венгерская и Османская. Но, наверное, самые большие потери понесла Россия. Внеся наибольший вклад в разгром врага и потеряв больше всего солдат и офицеров, она не была в числе стран-победителей, но была вынуждена склонить главу перед побежденной страной, потому что в результате Первой мировой войны возникла революция, а затем и гражданская война. И многие из проблем, с которыми сегодня сталкивается Россия, своими корнями уходят в ту трагедию нашей страны и нашего народа.

 

Замечательно, что настало время, когда не только в Сербии, но и в России вспоминают героев Первой мировой великой войны. В этом году в Москве при участии Президента был открыт замечательный памятник — монумент героям той войны.

Благодарный сербский народ принял из России большой поток беженцев, которые пришли в эту страну, уходя от гибели своей собственной, и в меру своих сил отблагодарил русский народ за пролитую кровь и, в том числе, за героическое деяние государя императора Николая II в конце 1915 года, когда вынужденные бежать сербская армия и беженцы оказались на Адриатическом побережье и должны были воспользоваться судами союзников для того, чтобы отправиться в безопасное место. Но оказалось, что союзники не желают и не готовы спасти сербскую армию и сербских беженцев. Тогда государь император Николай II, который вошел в историю, как человек тихий и даже застенчивый, предъявляет союзникам жесткий ультиматум, в результате которого суда были предоставлены и части сербской армии и беженцы были спасены.

Мы вспоминаем все эти тяжелые для наших стран события в год, когда отмечается столетие начала той войны. И я рад видеть это обновленное кладбище. Мне приходилось бывать здесь в то время, когда только с тяжелым сердцем можно было взирать на памятники нашим героям. А потому с особым чувством благодарности я хотел бы обратиться ко всем, кто принял участие в реставрации этого некрополя. Это памятник настоящему героизму русских воинов, жизнь свою отдавших за веру, царя и Отечество в годы Первой великой мировой войны. Но это и замечательный памятник дружбы и братства сербского и русского народов. Сохраняя и обновляя такие памятники, мы обновляем нашу историческую память, наши чувства друг к другу. А потому то, что происходит сегодня здесь, обращено не только в прошлое, но и в будущее. Да благословит Господь Россию и Сербию, наши народы, наши Церкви.

 

 

Сердечно благодарю Вас, Ваше Святейшество, Святейший Патриарх Сербский Ириней, за эту возможность вместе с Вами сегодня совершить молитву на этом историческом месте. В память об этом событии я хотел бы преподнести храму, только что освященному, икону Христа Спасителя. Храни вас всех Господь!»

Предстоятели Русской и Сербской Церквей проследовали к памятнику сербским воинам Первой мировой войны, где также были возложены цветы и пропета «Вечная память».

***

В 1929 году Король сербов, хорватов и словенцев Александр I предоставил русским эмигрантам право компактно хоронить усопших на Новом кладбище Белграда. Так возник Русский некрополь, на территории которого — могилы 124 генералов, трех адмиралов, 280 полковников и капитанов I ранга русской армии и флота. Здесь же находятся могилы могили многих русских эмигрантов. Общее количество захоронений — около трех с половиной тысяч.

В 1931 году эмигрантами на кладбище была построена Иверская часовня.

В годы социализма многие эмигранты из России и их потомки покинули Югославию, Русский некрополь пришел в упадок; кладбищу угрожала ликвидация. В 2008 году подворье Русской Православной Церкви в Белграде подняло вопрос о необходимости спасения Русского некрополя в преддверии 100-летия Первой мировой войны. При участии бывшего губернатора Ярославской области А.И. Лисицына, партии «Единая Россия» и Демократической партии В. Коштуницы удалось предотвратить уничтожение кладбища, а также провести работы по подготовке проектов реставрации Иверской часовни и надгробий.

В 2012 году Скупщина Белграда приняла решение о передаче Русского некрополя в ведение подворья Русской Православной Церкви в Белграде.

18 ноября 2012 года Патриарх Сербский Ириней в сослужении митрополита Волоколамского Илариона совершил чин освящения колокольни Иверской часовни и двух кладбищенских участков, отреставрированных на средства, предоставленные АО «Газпромнефть».

В 2012 году В.В. Путин одобрил выделение государственного финансирования для завершения реставрационных работ. 28 августа 2012 года Постановлением Правительства РФ Русский некрополь в Белграде был внесен в Перечень находящихся за рубежом мест погребения, имеющих для Российской Федерации историко-мемориальное значение.

Летом 2014 года работы по реставрации Русского некрополя были успешно завершены. 1 августа, в день 100-летия начала Первой мировой войны, Патриарх Сербский Ириней совершил в Иверской часовне Божественную литургию и панихиду по русским воинам, павшим за свободу Сербии.

На территории некрополя находится памятник «Николаю II и двум миллионам русских воинов Великой войны», сооруженный в 1935 году архитектором Р.Н. Верховским. Инициатор постройки полковник Михаил Скородумов — георгиевский кавалер, раненый одиннадцать раз и потерявший на войне правую руку, организовал сбор необходимых средств. Каждый камень, пошедший на строительство памятника, был оценен в 300 динаров. На нем выбивалась фамилия дарителя. С огромным трудом русская эмиграция собрала средства на монумент, подчас жертвуя последними накоплениями.

Памятник представляет собой склеп-постамент, на котором стоит фигура ангела-победителя с мечом. Памятник изготовлен из серого камня и имеет форму артиллерийского снаряда. У подножия снаряда изображена символическая композиция: раненый русский офицер защищает знамя.

В склеп были перевезены останки 387 офицеров и солдат Русского экспедиционного корпуса, погибших в 1916-1918 гг. на Салонинском (Македонском) фронте, где русские войска добились значительных военных успехов, воюя плечом к плечу с сербскими и французскими солдатами. В склепе также покоятся останки 136 офицеров и солдат двух русских артиллерийских батарей, защищавших Белград при осаде австро-венгров и немцев, прах четырех русских военнопленных, расстрелянных австрийцами за отказ грузить снаряды на фронт, два моряка с корабля «Тирасполь», погибших у дунайского порта Кладово, и еще около ста русских солдат, умерших в госпиталях оккупированной австрийцами Сербии.

В часовню, расположенную в основании памятника, перевезен большой крест, изготовленный сербами из железнодорожных рельсов, с надписью «Русские герои, жизнь свою положившие за свободу Сербии».

Источник: http://www.pravoslavie.ru/news/75181.htm

В субботу, 22 ноября 2014 в 15.00 в Иверской часовне Патриаршего подворья - храма Собора новомучеников и исповедников российских в Бабушкине г. Москвы пройдет панихида по православным воинам за Веру и Отечество живот свой положившим. День Архангела Михаила - традиционный праздник русского воинства. Один из вождей Белого движения - генерал-лейтенант барон Петр Николаевич Врангель учредил Общество Галлиполийцев 22 ноября 1921 года, спустя ровно год после прибытия в Галлиполи первых частей Белой Армии В этот день пройдет панихида по почившим галлиполийцам и всем героям Белого движения.

Объявление на сайте Общества галлиполийцев http://www.udcrg.org/ и на сайте РПЦЗhttp://www.russianorthodoxchurch.ws/synod/2014/20141028_udcrg.html

Освящение памятника в Галлиполи 16 июля 1921 года

 

 

 

Современный восстановленный памятник

25-26 ноября в нашем храме состоялась торжественное богослужение в честь престольного праздника Иверской иконы Божией Матери. В 1648 году состоялось ее перенесение в Москву. Число причастников превысило 80 человек. После Божественной литургии состоялся крестный ход вокруг территории храма. Отцу Александру сослужил настоятель храма Ризоположения в Леонове прот. Андрей Рахновский

Видео

 
Пожертвования
Donate-Button ru1 compressed
 trebi-2-170
 
Цитата дня
"Не расслабляйтесь в молитве из-за того, что не по Вашему хотению творит Господь, а по Своей святой воле. Так и должно быть. Наша воля слишком недальновидна и неустойчива, чтобы на нее полагаться. Воля Божия одна может привести нас к истинному счастью". 
                                       
                                                     Священномученик Василий Соколов (1868-1922). Письмо накануне расстрела
 
 
ОБЪЯВЛЕНИЯ
besedy
По субботам после вечернего Богослужения проводятся беседы с настоятелем Храма иереем Александром Слесаренко.
besedy v subbotu compressed
 
Воскресная школа

Братья и сестры! При Храме Новомучеников и исповедников Российских открыты детская и взрослая Воскресные школы! Идёт набор в группы на новый учебный год, записаться можно в лавке нашего храма. Также в нашем Храме проходят огласительные беседы.

devochka

 
МЫ В СЕТИ
cOtdLh Fw6w logo-main-footer facebook-logo-png-9 preview-2016 instagram logo