Календарь
 
Выставки
calendar-2017-red-320x320 
 
Поиск
 
 

Сейчас часто приходится слышать и читать: как у меня может возникнуть уважение к современной Церкви? Ведь и там есть люди безнравственные! Однако Православная Церковь есть Церковь кающихся, а не Церковь уже спасенных и совершенных. И даже среди двенадцати избранных Господом апостолов был тот, чье имя давно стало нарицательным для обозначения предателя. Только для кого-то это соблазн, а для кого-то – страшное предупреждение.

 

 

7 апреля, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы прот. Александр Тимофеев принял участие в награждении ветеранов войны медалью к юбилею Победы в Великой Отечественной войны. Награждение прошло в актовом зале  школы № 763. О. Александр обратился к ветеранам и всем собравшимся с теплыми словами поздравления.

3 апреля 2015 года в рамках Дней православной книги в Колледже современных технологий прошёл открытый урок по роману М.С. Булгакова «Мастер и Маргарита». Преподаватель - Вера Николаевна Полищук. Тема урока – «Он не заслужил света, он заслужил покой». В дискуссии по теме принял участие священник храма Новомучеников и исповедников Российских в Бабушкине о. Иоанн Янушек, методист Городского методического центра, профессор Т.И. Петракова. В ходе урока студенты представили свои презентации и исследовательские проекты.

Настоятель нашего храма протоиерей Александр Тимофеев выступил в качестве участника и соорганизатора  конференции «Наука и религия: поиск единой картины мира». Состоялась конференция 19 марта 2015 г. в диссертационном зале Российского государственного социального университета. Среди участников конференции, озвучивших свои доклады, были Г.П. Отюцкий, доктор философских наук, протоиерей Александр Тимофеев, заведующий кафедрой библеистики МПДА («”Геология потопа” между фундаментализмом и постмодерном. Взгляд богослова на познаваемость мира»), иерей Олег Мумриков, кандидат богословия, преподаватель МПДА («Принципы православной апологетики в XXI веке), В. В. Шмидт, профессор кафедры национальных и федеративных отношений Института государственной службы РАНХиГС при Президенте РФ («Рациональное и иррациональное картины мира: общее и особенное»), священник Энрике Бонет, доктор богословия (Испания), Р. М. Рупова, кандидат философских наук, а также главный редактор журнала «Встреча» Александр Голосных («Религиоведческая наука и ритуальная практика Ислама: генезис доктринально-обрядовой системы») и выпускающий редактор Платон Кузьмин («Постмодернизм Умберто Эко: герметичный семиозис в религии и науке») и другие.
Были озвучены разные точки зрения, дискуссии проходили весьма динамично и затрагивали актуальные проблемы диалога науки и религии. На перерыве и после мероприятия участники имели возможность пообщаться и обменяться контактами. По мнению участников, это была одна из интереснейших конференций за последние несколько лет.

Источник: http://www.mpda.ru/news/text/3037506.html

Сегодня трудно найти человека, который бы не знал – кто такой Санта Клаус. Образ могучего щедрого старика в красной шубе неразрывно связан в сознании современных людей с рождественскими подарками, елками, с атмосферой праздника и радости.

Также, многим сегодня известно, что у этого сказочного персонажа есть вполне реальный прототип –  святитель Николай архиепископ города Миры располагавшегося в Ликийской митрополии Римской империи.

Однако его иконописное изображение очень сильно отличается от того Санта Клауса, которого мы знаем сегодня по рекламным буклетам и комиксам. О том, как происходила эта странная трансформация образа самого известного христианского святого, мы сейчас попытаемся рассказать.

Примерно в X веке в Кельнском кафедральном соборе стали раздавать ученикам церковно-приходской школы фрукты и выпечку 6 декабря, в день памяти святого Николая. Такие небольшие подарки воспринимались детишками как полученные из рук самого ликийского святителя, который к тому времени на Западе почитался как покровитель детей.

Вскоре эта традиция вышла далеко за пределы германского города и успешно разошлась по всей Европе. В домах на ночь стали вешать специально изготовленные башмачки или чулочки, для того, чтобы святителю было удобно положить свои подарки, которые со временем уже заметно переросли формат булочек и фруктов, хотя без них и до сих пор порой не обходится.

Святитель Николай Чудотворец

Во времена Реформации культ святых в протестантских странах ослабевает и почти исчезает. Только в Голландии все еще празднуют день Святого Николая или Sinterklaas, как его там называют. Этот обычай с традиционными подарками для детей, голландские переселенцы привозят в Нью-Амстердам — так когда-то назывался Нью-Йорк. Именно здесь голландский Sinterklaas и становится Санта Клаусом  (Santa Claus). Это американизированное имя святителя и стало впоследствии известно всему миру. А случилось это так.

В 1822 году, накануне Рождества, преподаватель восточной и греческой литературы преподаватель в Нью-Йоркской семинарии пастор Клемент Мур придумал для своих шести детей стихотворную сказку, главную роль в которой играл Санта Клаус, который никогда и нигде до этого не выступавший в качестве сказочного персонажа. В этом небольшом стихотворении Санта Клаус появляется в ночь перед Рождеством и спускается с огромным мешком за плечами по каминной трубе в дом, чтобы раздать подарки ребятишкам.

Изображен он был в виде эдакого веселого жизнерадостного старичка-эльфа с белой бородой и красным носом, с круглым тугим брюшком, с трубкой, которую курит, не переставая, одетым в шубу. О его приближении свидетельствует скрип полозьев и мелодичный звон колокольчиков, привязанных к оленьим шеям.

Стихотворение увидело свет на канун Рождества 1823 года. Успех был ошеломляющим. Газеты и журналы наперебой перепечатывали стих, а вскоре появились и отдельные его издания. Так  Клемент   Мур  неожиданно для себя стал классиком американской литературы, а Санта Клаус вошел в жизнь миллионов обычных американцев.

Первое, ставшее широко известным художественное изображение Санта-Клауса  создал в 1862 году карикатурист Томас Наст. Красную шубу сказочному дедушке подарил в 1885 г. издатель Луис Пранг, который переодел Санту в добротный ярко-красный наряд.

Наконец, в 1930 г. компания «Кока-Кола» придумала хитрый рекламный трюк, чтобы об их продукции не забывали ни летом, ни зимой –  художник  из Чикаго Хэддон Сандблом изобразил  Санта-Клауса  в красно-белых цветах Кока-Колы. Так родился современный  облик   Санта-Клауса.

В этой любопытной истории есть одно печальное обстоятельство: за всеми многочисленными метаморфозами мифического Санты образ святителя Николая тускнел, стирался, и наконец, практически полностью исчез, так что найти его черты в нынешнем, кока-кольном персонаже уже не получиться.

Да и не стоит, наверное, этого делать. Тем, кто хочет узнать, как же на самом деле выглядел святитель Николай архиенископ Мир Ликийских, не нужно всматриваться в красочные изображения, созданные американскими рекламщиками. Гораздо проще и правильнее для этого войти в любой православный храм, где икона Николая Чудотворца всегда расположена на самом почетном месте – рядом с изображениями Христа и Богородицы. В строгом и печальном лике этого святого нет ничего, что хоть немного походило бы на румяного красноносого Санту. Но именно на православных иконах изображен тот самый – настоящий святитель Николай, подлинный – Санта Клаус, которого западный мир сегодня почти полностью забыл.

Я думаю, все испытывали в своей жизни такое состояние: Праздник уже завтра, а настроение далеко не праздничное. Да и сам смысл праздника часто, увы, непонятен. Многие люди воспринимают Рождество как еще один день собраться вместе за столом, для кого-то это лишний повод выпить…

Сейчас идут последние дни рождественского поста. Как создать в доме ощущение грядущего Великого События, как подготовить себя и свою семью к встрече со Христом? Цель моей статьи лишь немного приоткрыть дверь в праздник Рождества, входить же в нее Вы будете сами.

Если тремя фразами сформулировать подготовку к Рождеству с детьми, то картина получится такая:

1. Что мы видим; 2. Что мы слышим; 2. Что мы делаем своими руками.

Теперь пройдемся коротко по каждому пункту.

Человеку всегда легче понять происходящее через то, что он видит, поэтому иконы Рождества нам хорошее подспорье в этом. Замечу, что иконографические изображения сильно разнятся, что поможет нам работать с детьми разного возраста и самим во всем обхвате раскрыть для себя Тайну Пришествия Христа. Для совсем маленьких детей существуют простые изображения, не осложненные подробными деталями. Дети 5-6 лет очень любят смотреть на икону, где Младенец нежно прильнул головкой к Богоматери. Подросткам интересна икона, где показаны сомнения Иосифа, поскольку подростки и сами находятся в непростом времени поиска. Важно не просто смотреть с детьми на иконы, но и по возможности читать их, обсуждая. Вы никогда не задумывались, например, почему на одной из икон Богородица отвернулась от Младенца? Дети сразу замечают, и, признаюсь, их это очень смущает.

Вторая наша фраза звучит, как «Что мы слышим». Речь, конечно, идет о песнопениях Рождества и о так называемых «христославах». В первую очередь, следует разобрать тропарь и кондак Рождества, детям постарше можно рассказать о «гласах», на которые они поются. « Христославы» и песни на Рождественскую тему помогают настроиться на правильный лад, стать добрее и отзывчивее.

И, наконец, важный вклад в семейный праздник ˗ это поделки своими руками. Украшайте дом вместе с детьми. Превратите это в веселую игру, чтобы помочь ребенку проникнуться духом Рождества. Малышам, конечно, не стоит давать хрупких украшений, ведь они могут разбить их и пораниться. Отдавайте предпочтение фигуркам из бумаги, дерева, пластика и т.п. и не ругайте ребенка, если он делает что-то не так. Помните, что для украшения елки можно использовать и сладости. Например, замечательно будет выстраивать такие «звездные дорожки» к Рождеству. Идея состоит в том, чтобы на окно приклеивать каждый день по маленькой звездочке, предварительно прочитав на обороте какую-то цитату. А в канун Рождества на нашем окне может «загореться» большая звезда. И, безусловно, какое Рождество без вертепа. Его можно как купить, так и сделать своими руками из поставленной ребром коробки из-под конфет, обклеенной фольгой и обмотанной сверху гирляндой. Пространство для фантазии безгранично.

Рассказывайте малышу об особом значении рождественской атрибутики: об ангелах, Вифлеемской звезде, символ которой прикрепляют к верхушке елки и т.п. Можно также прочесть несколько детских рождественских историй. Так вы поможете ребенку понять смысл украшений, которые используются в этот день. Устройте веселый конкурс, если у вас несколько детей. Можно предложить им тематические раскраски, вырезание снежинок из бумаги и т.п. Другой вариант – попросить малыша нарисовать иллюстрацию к рассказанной вами истории. Кстати, это неплохой способ занять детей на некоторое время, пока вы наряжаетесь и накрываете на стол.

Что касается самого Праздника, то замечательно было бы начать с приготовления сочива накануне, обязательно сходить в храм, на Службу. После этого можно устроить различные игры, поставить сценку на Рождественскую тему и просто радоваться. Замечу, что Праздник Рождества продолжается еще неделю, а святки до Крещения. Приготовьте праздничные блюда. Желательно выбрать наиболее яркие и красивые варианты, ведь дети порой уделяют больше внимания внешнему виду еды, чем ее вкусу. При желании можно приготовить кутью, оригинальный пирог, несколько салатов, а также сладкие блюда, которые любит ваш ребенок. Накрывая на стол, вы можете поставить в центр пуансетию, которую в Европе называют рождественским цветком.

Устройте тематический спектакль. Для этого достаточно будет сделать ширму или просто повесить ткань, а также сшить несколько кукол. Можно использовать и рождественские фигурки, в том числе ангелов. Разумеется, очень важно, чтобы выбранный вами сценарий был веселым и раскрывал для ребенка традиции Рождества. Дети могут быть не только зрителями, но даже участниками представления, вам лишь нужно подробно объяснить, в чем заключается их роль, а затем давать им подсказки.

Марина Худова 1 курс МГУ

В каком из Вифлеемов — северном или южном — родился Христос? 
Почему историки ставят под сомнение существование Назарета во времена Христа? И есть ли у христиан свои научные контраргументы, кроме веры? Отвечает протоиерей Александр ТИМОФЕЕВ, завкафедрой библеистики МДАиС.

Мозаика из Сепфориса (Израиль) "Галилейская мадонна". I-II века по Р.Х.

 

Два Вифлеема

Канонические Евангелия очень кратко повествуют об обстоятельствах детства и юности Господа Иисуса Христа. Такое умолчание породило множество фантастических текстов, известных как «гностические евангелия» или апокрифы. Широкой публике в нашей стране они стали известны, например, благодаря свободным пересказам для детей шведской писательницы Сельмы Лагерлеф.
Поэтому отправимся в Святую Землю, чтобы узнать новое о событиях, связанных с рождеством и детством Спасителя. Но куда ехать в первую очередь? Наверное, сразу в Вифлеем, ведь Рождество было там. Но Вифлеема, оказывается два: один в Галилее, на севере, совсем недалеко от Назарета, в котором жили Иосиф Обручник и Дева Мария; другой — в Иудее, на юге (таких городов-дублей в Израиле немало). Где же родился Христос?

Обратимся к историческим документам того времени — текстам переписи населения, которую во всех своих провинциях (а Иудея и Галилея были в те времена римскими провинциями) проводил Рим. Приказ о переписи, содержащийся в папирусе № 904 из Британского музея (относится к 104 году по Р. Х.), говорит нам об этой практике римлян. В нем содержится указание каждому жителю, который проживает на территории Римской империи, переписываться на своей родине: «Гай Вибий Максим, префект Египта [говорит]: Видя, что пришло время для подомной переписи, мы сочли необходимым заставить всех тех, кто по какой-либо причине пребывает за пределами своей провинции, возвратиться в свои собственные дома, так чтобы они могли привести в исполнение обычный закон о переписи…» Поскольку Иосиф Обручник, как мы знаем из Святого Писания, происходил из рода Давида, он должен был отправиться именно на юг, в Иудею, в Вифлеем, где родился и царь Давид.

Есть ли археологические данные, подтверждающие факт рождения Спасителя в Вифлееме? Вифлеем изучен существенно хуже, чем Назарет или Капернаум. Прямых археологических данных, подтверждающих рождество Христово в Вифлееме, нет. Но есть факт живого церковного предания о месте рождения Спасителя уже со времен мученика Иустина Философа (около 150 года), который писал в «Разговоре с Трифоном-иудеем»: «Когда в Вифлееме родился Младенец, поскольку Иосиф не мог найти ночлег в этой деревне, он занял место в некоей пещере неподалеку от деревни; и пока они были там, Мария родила Христа и положила Его в ясли, и здесь нашли Его волхвы, пришедшие из Аравии».

Древние авторы сообщают, что при императоре Адриане в пещере Рождества был устроен языческий храм Адониса. Однако во многом благодаря этому было сохранено для последующих поколений место рождения Христа. Сейчас над пещерой расположена базилика Рождества. Первое упоминание о ней мы находим в записях автора, известного как пилигрим из Бордо (IV век). Это же подтверждает известный церковный историк Евсевий Кессарийский, согласно которому царица Елена «воздвигла поклоняемому Богу два храма: один при пещере рождения, другой на горе вознесения, ибо Эммануил (с нами Бог) благоволил родиться для нас под землей, и местом плотского его рождения евреи признают именно Вифлеем. Посему благочестивейшая василиса всячески украсила эту священную пещеру и почтила дивными памятниками бремя Богородицы. А спустя немного ту же самую пещеру почтил своими приношениями и василевс (император Константин), к щедротам своей матери присоединив золотые и серебряные дары и различные завесы».

Место, где родился Иисус, никогда всерьез не оспаривалось. И блаженный Иероним, и Павлин Ноланский в IV веке подтверждают, что Вифлеемская пещера под нынешней церковью Рождества была признана местом Рождества Христа и до Адриана — еще в первом веке. А Иероним, известный переводчик Библии на латынь, переехал в Вифлеем в 385 году и жил в пещере, примыкающей к гроту Рождества, тридцать пять лет, до самой своей кончины. Относящийся ко второму веку апокриф «Протоевангелие от Иакова» содержит о пещере Рождества как месте рождения Спасителя те же сведения. Ориген в III веке писал, что пещера в Вифлееме и ясли в ней были «знамениты в этих местах даже среди людей, далеких от веры, так как именно в этой пещере… Иисус… был рожден».

В 1934 году в Вифлееме проводились раскопки под руководством археолога Уильяма Харви, а с 1948-го по 1951 год — францисканской Стражей Святой Земли. Примерно на метр вглубь под нынешним полом был обнаружен прекрасный мозаичный пол, который может относиться и к первоначальной церкви, выстроенной царицей Еленой, а может и являться добавлением V века, поскольку пол расположен выше уровня исходных оснований, поддерживавших колонны церкви Константина. Елена построила восьмиугольное здание, которое соединялось с базиликой, образуя двухчастную постройку.

Храм, в наши дни встречающий гостей Вифлеема, построил византийский император Юстиниан (527-565). В Средние века были внесены некоторые изменения, например, закрытая арка над современной прямоугольной дверью — входом в храм, существенно его уменьшившая. Ранее вход был таким большим, что во времена оккупации Вифлеема арабами в храм мог запросто въехать всадник на лошади.

«Проблема Назарета»

Если Вифлеем — место Рождества Христова, то Назарет известен прежде всего тем, что там произошло чудо Благовещения (см. Лк. 1: 26-38). Сюда же вернулось Святое Семейство после бегства в Египет (см. Мф. 2: 23). Здесь Иисус провел Свои юные годы, и здесь же, в синагоге, звучала Его первая проповедь (см. Лк. 4: 16-27). Сегодня в Назарете три христианских храма: православный и два католических.

Почитание Назарета как святого места прослеживается благодаря записям пилигримов с IV века (Этерия, IV век; Пилигрим из Пьяченцы, 570 год; Аркульф и Виллибальд, VII век). Название его происходит от еврейского слова «нецер» — ветвь, так называли себя потомки Давида, помня пророчество: «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произойдет от корня его» (Ис. 11: 1). Именно в этом слове ключ к пониманию фразы «поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назорей наречется» (Мф. 2: 23). Ведь в Ветхом Завете нигде не говорится о Мессии-назорее, а вот о ветви говорится. Поэтому — «Ветвь наречется».

Тем не менее в археологии в последние годы ведется ожесточенная дискуссия по так называемой «проблеме Назарета I века». Некоторые археологи утверждают, что раскопки фиксируют на месте современного Назарета иудейское поселение только с конца I-II века н. э. Существование же Назарета в эпоху Иисуса ставят под сомнение потому, что он не упомянут ни Талмудом, ни Иосифом Флавием. Почему же такие важные исторические источники о нем не говорят?

Назарет был крохотным пригородом (городом-спутником) столицы Галилеи — Сепфориса, расположенного в пяти километрах от него. Жители Назарета, по всей видимости крестьяне, мелкие ремесленники и торговцы, числом не более 300 человек, ходили в Сепфорис на работу, потому что в Назарете ее просто не было. Возможно, в Сепфорис ходил на заработки и Иосиф, беря с собой своего названого сына.

Археологические раскопки в Назарете рубежа XX-XXI веков, раскопки францисканца Б. Багатти 1955 года, когда была построена новая католическая церковь Благовещения, дают новые сведения об этом месте: Назарет времен Иисуса был маленьким сельскохозяйственным поселением с множеством виноградных прессов, маслодавилен, пещер для хранения зерна и цистерн для воды и вина. Обнаружены помещения, вырубленные в скале, предположительно нижние хозяйственные этажи. Некоторые из этих построек, расположенные под церковью Благовещения и церковью святого Иосифа, древним преданием связываются с двумя домами: один — Иосифа, другой — родителей Девы Марии, где и произошло Благовещение. Пещера, находившаяся под предполагаемым домом Девы Марии, называется "гротом Благовещения". Сейчас там расположен католический алтарь с надптсью на престоле: "Здесь Слово стало плотью".


Грот под базиликой Благовещения в Назарете, открытый во время раскопок Б.Багатти.

Вряд ли авторов Талмуда или блестящего Иосифа Флавия могла заинтересовать деревушка с населением в 300 душ, где делали вино и масло, жили плотники и крестьяне. О незначительности Назарета в глазах современников свидетельствуют и слова Нафанаила из Евангелия от Иоанна: «…из Назарета может ли быть что доброе?» (Ин. 1: 46).

Назарет, первый этаж одной из построек, датируемых I-II веком, под базиликой Благовещения. Раскопки Б.Багатти, середина ХХ века.

 

Первая в Назарете церковь, по-видимому, была сооружена Иосифом Тивериадским, знатным иудеем, обратившимся в христианство и получившим от равноапостольного Константина привилегию строить церкви в Галилее (об этом пишет Епифаний Кипрский). Однако Багатти опубликовал находку из своих раскопок под полом церкви Благовещения, которая свидетельствует о том, что византийскому храму предшествовала еще одна религиозная постройка. Исходя из стиля и структуры, Багатти датирует их третьим веком и полагает, что здание было синагогой, потом ставшей христианским храмом (редкий случай, обычно синагоги не переделывали в церкви). 

Есть в Назарете и другие места, на которые стоит обратить внимание. Согласно преданию (первая письменная фиксация в апокрифе апостола Иакова около 140-170 годов) архангел Гавриил впервые обратился к Деве Марии, когда Она шла к источнику. Этот источник существует и поныне. Над ним в IV веке был воздвигнут храм. Он упоминается в описаниях паломничества Аркульфа, монаха из Галлии (670), и русского игумена Даниила (1106). Церковь неоднократно разрушалась и перестраивалась, но источник продолжал действовать.

Нынешний храм Архангела Гавриила построен в 1750 году на руинах церкви времен крестовых походов и сейчас является важным местом православного паломничества.

 
Пожертвования
Donate-Button ru1 compressed
 trebi-2-170
 
Цитата дня
"Не расслабляйтесь в молитве из-за того, что не по Вашему хотению творит Господь, а по Своей святой воле. Так и должно быть. Наша воля слишком недальновидна и неустойчива, чтобы на нее полагаться. Воля Божия одна может привести нас к истинному счастью". 
                                       
                                                     Священномученик Василий Соколов (1868-1922). Письмо накануне расстрела
 
 
ОБЪЯВЛЕНИЯ
besedy
По субботам после вечернего Богослужения проводятся беседы с настоятелем Храма иереем Александром Слесаренко.
besedy v subbotu compressed
 
Воскресная школа

Братья и сестры! При Храме Новомучеников и исповедников Российских открыты детская и взрослая Воскресные школы! Также в нашем Храме проходят огласительные беседы.

devochka

 
МЫ В СЕТИ
cOtdLh Fw6w logo-main-footer facebook-logo-png-9 preview-2016 instagram logo