ИНФОРМАЦИЯ
МОЛИТВА О СВЯТОЙ РУСИ
|
|
|
|
|
|
Я думаю, все испытывали в своей жизни такое состояние: Праздник уже завтра, а настроение далеко не праздничное. Да и сам смысл праздника часто, увы, непонятен. Многие люди воспринимают Рождество как еще один день собраться вместе за столом, для кого-то это лишний повод выпить…
Сейчас идут последние дни рождественского поста. Как создать в доме ощущение грядущего Великого События, как подготовить себя и свою семью к встрече со Христом? Цель моей статьи лишь немного приоткрыть дверь в праздник Рождества, входить же в нее Вы будете сами.
Если тремя фразами сформулировать подготовку к Рождеству с детьми, то картина получится такая:
1. Что мы видим; 2. Что мы слышим; 2. Что мы делаем своими руками.
Теперь пройдемся коротко по каждому пункту.
Человеку всегда легче понять происходящее через то, что он видит, поэтому иконы Рождества нам хорошее подспорье в этом. Замечу, что иконографические изображения сильно разнятся, что поможет нам работать с детьми разного возраста и самим во всем обхвате раскрыть для себя Тайну Пришествия Христа. Для совсем маленьких детей существуют простые изображения, не осложненные подробными деталями. Дети 5-6 лет очень любят смотреть на икону, где Младенец нежно прильнул головкой к Богоматери. Подросткам интересна икона, где показаны сомнения Иосифа, поскольку подростки и сами находятся в непростом времени поиска. Важно не просто смотреть с детьми на иконы, но и по возможности читать их, обсуждая. Вы никогда не задумывались, например, почему на одной из икон Богородица отвернулась от Младенца? Дети сразу замечают, и, признаюсь, их это очень смущает.
Вторая наша фраза звучит, как «Что мы слышим». Речь, конечно, идет о песнопениях Рождества и о так называемых «христославах». В первую очередь, следует разобрать тропарь и кондак Рождества, детям постарше можно рассказать о «гласах», на которые они поются. « Христославы» и песни на Рождественскую тему помогают настроиться на правильный лад, стать добрее и отзывчивее.
И, наконец, важный вклад в семейный праздник ˗ это поделки своими руками. Украшайте дом вместе с детьми. Превратите это в веселую игру, чтобы помочь ребенку проникнуться духом Рождества. Малышам, конечно, не стоит давать хрупких украшений, ведь они могут разбить их и пораниться. Отдавайте предпочтение фигуркам из бумаги, дерева, пластика и т.п. и не ругайте ребенка, если он делает что-то не так. Помните, что для украшения елки можно использовать и сладости. Например, замечательно будет выстраивать такие «звездные дорожки» к Рождеству. Идея состоит в том, чтобы на окно приклеивать каждый день по маленькой звездочке, предварительно прочитав на обороте какую-то цитату. А в канун Рождества на нашем окне может «загореться» большая звезда. И, безусловно, какое Рождество без вертепа. Его можно как купить, так и сделать своими руками из поставленной ребром коробки из-под конфет, обклеенной фольгой и обмотанной сверху гирляндой. Пространство для фантазии безгранично.
Рассказывайте малышу об особом значении рождественской атрибутики: об ангелах, Вифлеемской звезде, символ которой прикрепляют к верхушке елки и т.п. Можно также прочесть несколько детских рождественских историй. Так вы поможете ребенку понять смысл украшений, которые используются в этот день. Устройте веселый конкурс, если у вас несколько детей. Можно предложить им тематические раскраски, вырезание снежинок из бумаги и т.п. Другой вариант – попросить малыша нарисовать иллюстрацию к рассказанной вами истории. Кстати, это неплохой способ занять детей на некоторое время, пока вы наряжаетесь и накрываете на стол.
Что касается самого Праздника, то замечательно было бы начать с приготовления сочива накануне, обязательно сходить в храм, на Службу. После этого можно устроить различные игры, поставить сценку на Рождественскую тему и просто радоваться. Замечу, что Праздник Рождества продолжается еще неделю, а святки до Крещения. Приготовьте праздничные блюда. Желательно выбрать наиболее яркие и красивые варианты, ведь дети порой уделяют больше внимания внешнему виду еды, чем ее вкусу. При желании можно приготовить кутью, оригинальный пирог, несколько салатов, а также сладкие блюда, которые любит ваш ребенок. Накрывая на стол, вы можете поставить в центр пуансетию, которую в Европе называют рождественским цветком.
Устройте тематический спектакль. Для этого достаточно будет сделать ширму или просто повесить ткань, а также сшить несколько кукол. Можно использовать и рождественские фигурки, в том числе ангелов. Разумеется, очень важно, чтобы выбранный вами сценарий был веселым и раскрывал для ребенка традиции Рождества. Дети могут быть не только зрителями, но даже участниками представления, вам лишь нужно подробно объяснить, в чем заключается их роль, а затем давать им подсказки.
Марина Худова 1 курс МГУ
В ПРАЗДНИЧНЫЕ ПАСХАЛЬНЫЕ ДНИ ПРИГЛАШАЕМ ВАС НА БОГОСЛУЖЕНИЯ В НАШ ХРАМ!
ПОСЛЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ МЫ ЗАПЛАНИРОВАЛИ ДЛЯ ВАС И ДРУГИЕ МЕРОПРИЯТИЯ.
ПРОГРАММА ПРАЗДНОВАНИЯ ПАСХИ
В день Крещения Господня хочется сказать всем, кому было дано креститься во имя Христа: вспомните, что вы стали теперь носителями этого святого и божественного имени. Что по вам будут судить Бога, Спасителя вашего, Спасителя всех. Что если ваша жизнь будет достойна этого дара Божия, то тысячи вокруг спасутся. Митрополит Антоний Сурожский
С Праздником Богоявления, братья и сестры! Сегодня, 19 января, церковь чтит один из самых главных праздников христианского мира — Крещение Господне.
Об истории этого праздника повествует нам Евангельское событие. В возрасте 30 лет Иисус Христос пришёл на реку Иордан, где в то время проповедовал и крестил людей Святой Иоанн Предтеча. Иоанн вел благочестивый образ жизни и силой своих слов призывал людей к покаянию, призывал их поменять свою жизнь, призывал подготовиться к приходу Спасителя.
"Там живу. Меня увидишь на Валааме".
Чьи это слова? Что это за место в России, где молящиеся переживают особое состояние, так похожее на посещение Святой горы Афон?
Где эта земля, поражающая красотой тварного мира и приоткрывающая душе красоту мира Божественного? Где время останавливается и душа находит так желанный ей покой, насыщается мирным светом и молитвой?
Наш Валаам, наш Северный Афон, наша жемчужина Карельской земли, наша духовная сокровищница...
Именно в этом месте преподобные Сергий и Герман, Валаамские чудотворцы, основали обитель (предположительно X век), в месте суровом, можно сказать на краю света.
На Праздник Покров Божией Матери состоялась поездка детской воскресной школы в Троице-Сергиеву Лавру. Из года в год мы продолжаем эту замечательную традицию. Каждый раз дети с радостью открывают для себя что-то новое.
В каком из Вифлеемов — северном или южном — родился Христос? Почему историки ставят под сомнение существование Назарета во времена Христа? И есть ли у христиан свои научные контраргументы, кроме веры? Отвечает протоиерей Александр ТИМОФЕЕВ, завкафедрой библеистики МДАиС.
Мозаика из Сепфориса (Израиль) "Галилейская мадонна". I-II века по Р.Х.
Два Вифлеема
Канонические Евангелия очень кратко повествуют об обстоятельствах детства и юности Господа Иисуса Христа. Такое умолчание породило множество фантастических текстов, известных как «гностические евангелия» или апокрифы. Широкой публике в нашей стране они стали известны, например, благодаря свободным пересказам для детей шведской писательницы Сельмы Лагерлеф. Поэтому отправимся в Святую Землю, чтобы узнать новое о событиях, связанных с рождеством и детством Спасителя. Но куда ехать в первую очередь? Наверное, сразу в Вифлеем, ведь Рождество было там. Но Вифлеема, оказывается два: один в Галилее, на севере, совсем недалеко от Назарета, в котором жили Иосиф Обручник и Дева Мария; другой — в Иудее, на юге (таких городов-дублей в Израиле немало). Где же родился Христос?
Обратимся к историческим документам того времени — текстам переписи населения, которую во всех своих провинциях (а Иудея и Галилея были в те времена римскими провинциями) проводил Рим. Приказ о переписи, содержащийся в папирусе № 904 из Британского музея (относится к 104 году по Р. Х.), говорит нам об этой практике римлян. В нем содержится указание каждому жителю, который проживает на территории Римской империи, переписываться на своей родине: «Гай Вибий Максим, префект Египта [говорит]: Видя, что пришло время для подомной переписи, мы сочли необходимым заставить всех тех, кто по какой-либо причине пребывает за пределами своей провинции, возвратиться в свои собственные дома, так чтобы они могли привести в исполнение обычный закон о переписи…» Поскольку Иосиф Обручник, как мы знаем из Святого Писания, происходил из рода Давида, он должен был отправиться именно на юг, в Иудею, в Вифлеем, где родился и царь Давид.
Есть ли археологические данные, подтверждающие факт рождения Спасителя в Вифлееме? Вифлеем изучен существенно хуже, чем Назарет или Капернаум. Прямых археологических данных, подтверждающих рождество Христово в Вифлееме, нет. Но есть факт живого церковного предания о месте рождения Спасителя уже со времен мученика Иустина Философа (около 150 года), который писал в «Разговоре с Трифоном-иудеем»: «Когда в Вифлееме родился Младенец, поскольку Иосиф не мог найти ночлег в этой деревне, он занял место в некоей пещере неподалеку от деревни; и пока они были там, Мария родила Христа и положила Его в ясли, и здесь нашли Его волхвы, пришедшие из Аравии».
Древние авторы сообщают, что при императоре Адриане в пещере Рождества был устроен языческий храм Адониса. Однако во многом благодаря этому было сохранено для последующих поколений место рождения Христа. Сейчас над пещерой расположена базилика Рождества. Первое упоминание о ней мы находим в записях автора, известного как пилигрим из Бордо (IV век). Это же подтверждает известный церковный историк Евсевий Кессарийский, согласно которому царица Елена «воздвигла поклоняемому Богу два храма: один при пещере рождения, другой на горе вознесения, ибо Эммануил (с нами Бог) благоволил родиться для нас под землей, и местом плотского его рождения евреи признают именно Вифлеем. Посему благочестивейшая василиса всячески украсила эту священную пещеру и почтила дивными памятниками бремя Богородицы. А спустя немного ту же самую пещеру почтил своими приношениями и василевс (император Константин), к щедротам своей матери присоединив золотые и серебряные дары и различные завесы».
Место, где родился Иисус, никогда всерьез не оспаривалось. И блаженный Иероним, и Павлин Ноланский в IV веке подтверждают, что Вифлеемская пещера под нынешней церковью Рождества была признана местом Рождества Христа и до Адриана — еще в первом веке. А Иероним, известный переводчик Библии на латынь, переехал в Вифлеем в 385 году и жил в пещере, примыкающей к гроту Рождества, тридцать пять лет, до самой своей кончины. Относящийся ко второму веку апокриф «Протоевангелие от Иакова» содержит о пещере Рождества как месте рождения Спасителя те же сведения. Ориген в III веке писал, что пещера в Вифлееме и ясли в ней были «знамениты в этих местах даже среди людей, далеких от веры, так как именно в этой пещере… Иисус… был рожден».
В 1934 году в Вифлееме проводились раскопки под руководством археолога Уильяма Харви, а с 1948-го по 1951 год — францисканской Стражей Святой Земли. Примерно на метр вглубь под нынешним полом был обнаружен прекрасный мозаичный пол, который может относиться и к первоначальной церкви, выстроенной царицей Еленой, а может и являться добавлением V века, поскольку пол расположен выше уровня исходных оснований, поддерживавших колонны церкви Константина. Елена построила восьмиугольное здание, которое соединялось с базиликой, образуя двухчастную постройку.
Храм, в наши дни встречающий гостей Вифлеема, построил византийский император Юстиниан (527-565). В Средние века были внесены некоторые изменения, например, закрытая арка над современной прямоугольной дверью — входом в храм, существенно его уменьшившая. Ранее вход был таким большим, что во времена оккупации Вифлеема арабами в храм мог запросто въехать всадник на лошади.
«Проблема Назарета»
Если Вифлеем — место Рождества Христова, то Назарет известен прежде всего тем, что там произошло чудо Благовещения (см. Лк. 1: 26-38). Сюда же вернулось Святое Семейство после бегства в Египет (см. Мф. 2: 23). Здесь Иисус провел Свои юные годы, и здесь же, в синагоге, звучала Его первая проповедь (см. Лк. 4: 16-27). Сегодня в Назарете три христианских храма: православный и два католических.
Почитание Назарета как святого места прослеживается благодаря записям пилигримов с IV века (Этерия, IV век; Пилигрим из Пьяченцы, 570 год; Аркульф и Виллибальд, VII век). Название его происходит от еврейского слова «нецер» — ветвь, так называли себя потомки Давида, помня пророчество: «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произойдет от корня его» (Ис. 11: 1). Именно в этом слове ключ к пониманию фразы «поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назорей наречется» (Мф. 2: 23). Ведь в Ветхом Завете нигде не говорится о Мессии-назорее, а вот о ветви говорится. Поэтому — «Ветвь наречется».
Тем не менее в археологии в последние годы ведется ожесточенная дискуссия по так называемой «проблеме Назарета I века». Некоторые археологи утверждают, что раскопки фиксируют на месте современного Назарета иудейское поселение только с конца I-II века н. э. Существование же Назарета в эпоху Иисуса ставят под сомнение потому, что он не упомянут ни Талмудом, ни Иосифом Флавием. Почему же такие важные исторические источники о нем не говорят?
Назарет был крохотным пригородом (городом-спутником) столицы Галилеи — Сепфориса, расположенного в пяти километрах от него. Жители Назарета, по всей видимости крестьяне, мелкие ремесленники и торговцы, числом не более 300 человек, ходили в Сепфорис на работу, потому что в Назарете ее просто не было. Возможно, в Сепфорис ходил на заработки и Иосиф, беря с собой своего названого сына.
Археологические раскопки в Назарете рубежа XX-XXI веков, раскопки францисканца Б. Багатти 1955 года, когда была построена новая католическая церковь Благовещения, дают новые сведения об этом месте: Назарет времен Иисуса был маленьким сельскохозяйственным поселением с множеством виноградных прессов, маслодавилен, пещер для хранения зерна и цистерн для воды и вина. Обнаружены помещения, вырубленные в скале, предположительно нижние хозяйственные этажи. Некоторые из этих построек, расположенные под церковью Благовещения и церковью святого Иосифа, древним преданием связываются с двумя домами: один — Иосифа, другой — родителей Девы Марии, где и произошло Благовещение. Пещера, находившаяся под предполагаемым домом Девы Марии, называется "гротом Благовещения". Сейчас там расположен католический алтарь с надптсью на престоле: "Здесь Слово стало плотью".
Грот под базиликой Благовещения в Назарете, открытый во время раскопок Б.Багатти.
Вряд ли авторов Талмуда или блестящего Иосифа Флавия могла заинтересовать деревушка с населением в 300 душ, где делали вино и масло, жили плотники и крестьяне. О незначительности Назарета в глазах современников свидетельствуют и слова Нафанаила из Евангелия от Иоанна: «…из Назарета может ли быть что доброе?» (Ин. 1: 46).
Назарет, первый этаж одной из построек, датируемых I-II веком, под базиликой Благовещения. Раскопки Б.Багатти, середина ХХ века.
Первая в Назарете церковь, по-видимому, была сооружена Иосифом Тивериадским, знатным иудеем, обратившимся в христианство и получившим от равноапостольного Константина привилегию строить церкви в Галилее (об этом пишет Епифаний Кипрский). Однако Багатти опубликовал находку из своих раскопок под полом церкви Благовещения, которая свидетельствует о том, что византийскому храму предшествовала еще одна религиозная постройка. Исходя из стиля и структуры, Багатти датирует их третьим веком и полагает, что здание было синагогой, потом ставшей христианским храмом (редкий случай, обычно синагоги не переделывали в церкви).
Есть в Назарете и другие места, на которые стоит обратить внимание. Согласно преданию (первая письменная фиксация в апокрифе апостола Иакова около 140-170 годов) архангел Гавриил впервые обратился к Деве Марии, когда Она шла к источнику. Этот источник существует и поныне. Над ним в IV веке был воздвигнут храм. Он упоминается в описаниях паломничества Аркульфа, монаха из Галлии (670), и русского игумена Даниила (1106). Церковь неоднократно разрушалась и перестраивалась, но источник продолжал действовать.
Нынешний храм Архангела Гавриила построен в 1750 году на руинах церкви времен крестовых походов и сейчас является важным местом православного паломничества.
Накануне Великой Пятницы в эфире радио шел разговор том, как в этот день в православных храмах вспоминается Крестная жертва Спасителя, а также об историческом аспекте этого события.
24 января 2017 года в Николо-Перервинском монастыре были проведены 25-е международные Рождественские образовательные чтения,они были посвященны развитию взаимодействия Церкви, государства и общества в деле образования, духовно-нравственного и патриотического воспитания и иных значимых направлений церковной и общественной жизни. Общественный методист нашего храма Сальникова Марина Юрьевна посетила Рождественские чтения
26 января в рамках ХХV Международных Рождественских образовательных чтений, в помещении Международной академии бизнеса и управления, состоялась работа секции «Миссионерское служение Русской Православной Церкви». Секция прошла под председательством Епископа Городецкого и Ветлужского Августина (Анисимов). Был заслушан доклад Епископа о миссионерской работе священников и о воспитании священников в духе миссионерства.Священники из разных регионов нашей страны делились своим опытом по миссионерской работе. Катехизатор нашего храма Сальникова Марина присутствовала на этих Рождественских встречах.
|
|
|
|
|
|
|
Воскресная школа
Братья и сестры! При Храме Новомучеников и исповедников Российских открыты детская и взрослая Воскресные школы! Также в нашем Храме проходят огласительные беседы.
|
Цитата дня
"Не расслабляйтесь в молитве из-за того, что не по Вашему хотению творит Господь, а по Своей святой воле. Так и должно быть. Наша воля слишком недальновидна и неустойчива, чтобы на нее полагаться. Воля Божия одна может привести нас к истинному счастью".
Священномученик Василий Соколов (1868-1922). Письмо накануне расстрела
|