Выпуск №8 (186), 15.02.2020
   
Иконы для Иконостаса
 
ИНФОРМАЦИЯ
МОЛИТВА О СВЯТОЙ РУСИ

reabilitatsiya compressed

 
Календарь
 
Поиск
 
 

Выпуск №8 (186), 15.02.2020

Еженедельная приходская стенгазета Комиссии по миссионерству и катехизации при пархиальном совете г. Москвы Выпуск №8 (186), 15.02.2020


image--001СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ
(15 февраля)


Сретение Господне – двунадесятый праздник, посвящённый воспоминанию одного из важных событий в земной жизни Иисуса Христа. Соласно Евангелию от Луки, на сороковой день по Рождестве Пресвятая Богородица и Иосиф Обручник принесли Младенца Иисуса в Иерусалимский храм, чтобы по обычаю ветхозаветного закона посвятить Его Богу, как своего первенца, а также принести благодарственную и ритуальную очистительную жетвы.


Женщина, родившая мальчика, считалась нечистой в течение сорока дней, она могла выполнять свою будничную домашнюю работу, но не могла посещать храм или принимать участие в любом религиозном обряде (Лев. 12). По истечении этого срока она должна была принести в храм агнца для жертвы всесожжения и молодого голубя или горлицу для жертвы за грех. Это была довольно дорогостоящая жертва, и поэтому в законе было записано, что если женщина не в состоянии купить агнца, то она может принести в жертву вместо него второго голубя (горлицу). Принесение в жертву двух голубей называлось «жертвоприношением бедных». Именно такое жертвоприношение и принесли Дева Мария и Иосиф Обручник.


При входе в Иерусалимский храм произошла встреча Богомладенца и праведного старца Симеона, которому некогда Духом Святым было обещано, что он не умрёт, пока не увидит своими глазами пришедшего на землю Спасителя мира. Церковное предание говорит о том, что праведный Симеон был одним из семидесяти учёных толковников, которые переводили Библию с еврейского на греческий язык во времена Птолемея Филадельфа, то есть примерно за 270 лет до Рождества Христова. Симеон усомнился в словах пророка Исайи «Се Дева во чреве приимет и родит Сына», и хотел слово «дева» исправить на «молодая женщина». И вот тогда ему было дано обетование, что он не умрёт, пока не убедится в истинности указанного пророчества. Он прожил свою долгую жизнь для того, чтобы увидеть это Божественное таинство и лицом к лицу встретиться с Воплотившимся Богом. Старец Симеон стал, таким образом, символом ветхозаветного народа Израильского, абсолютный смысл многовековой истории которого заключался в подготовке себя и окружающего его языческого мира ко встрече с грядущим Мессией и исповедании Его Спасителем всего человечества.


Славянское слово «сретение» и означает «встреча». Симеон был уже очень стар и превзошёл все мыслимые пределы человеческой жизни, когда по внушению Духа Святого он пришёл в Иерусалимский храм и принял наконец на свои руки Младенца Иисуса. При этом он произнёс те замечательные по своей силе слова, которые стали молитвой и сегодня читаются или поются в христианских церквях за каждым вечерним богослужением. В переводе на русский язык они звучат так: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк. 2:29–32). Теперь, дожив до встречи с Богом, Который стал – по Своей любви к людям – истинным Человеком и Который просветит Своей проповедью все народы земли, старец Симеон мог спокойно умереть: сретение наконец состоялось.


Обращаясь к Деве Марии, Симеон произнёс другое пророчество: «Се, лежит Сей на падение и восстание многих и в предмет пререканий; и Тебе Самой оружие пройдет душу, дабы открылись помышления многих сердец» (Лк. 2:34–35). Удивительные слова, которые полностью осуществились и в земной жизни Спасителя, и после Его Воскресения: Он стал предметом пререканий, и одни, принимая Спасителя, восставали вместе с Ним, а другие, отвергая Его, падали.


Словами же об оружии, то есть о мече, которым будет пронзено сердце Богородицы, был предуказан весь крестный путь Девы Марии: от Вифлеема до Голгофы. Уже в первые годы жизни Сына Ей пришлось трепетать за Него. Тревожная весть о готовящемся детоубийстве, поспешное бегство, утомительное путешествие в чужую страну, жизнь вдали от родины – таков пролог евангельской истории. Но никогда не вырвалось у Пресвятой Девы ни слова ропота, ни жалобы. Не случайно день Сретения Господня в церковной традиции считается не только праздником в честь Христа, но и Богородичным. Он напоминает нам о земном подвиге и муках Богоматери.


Тут же, в Иерусалимском храме, была благочестивая вдова Анна Пророчица, восьмидесяти четырёх лет, служившая Богу постом и молитвой день и ночь все долгие годы своего вдовства. И она узнала Спасителя и, подошедши, славила Господа и говорила о Нём всем в Иерусалиме.


Праздником Сретения Господня завершается цикл рождественских праздников, связанных с явлением Спасителя в мир. Смысл праздника Сретения – в долгожданной и спасительной встрече всего человеческого рода и каждого отдельного человека с единым истинным Источником всякого добра и подлинного блага – Господом Иисусом Христом.


Святитель Феофан Затворник писал: «В сретении Господа окружают, с одной стороны, праведность, чающая спасение не в себе, – Симеон, и строгая в посте и молитвах жизнь, оживляемая верою, – Анна; с другой – чистота существенная, всесторонняя и непоколебимая – Дева Богоматерь, и смиренная, молчаливая покорность и преданность воле Божией – Иосиф Обручник. Перенеси все эти духовные настроения в сердце свое и сретишь Господа не приносимого, а Самого грядущего к тебе, восприимешь Его в объятия сердца, и воспоешь песнь, которая пройдет небеса и возвеселит всех ангелов и святых».

 Тропарь Сретения Господня

глас 1

Радуйся, Благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце Правды, Христос Бог наш, просвещаяй сущия во тьме. Веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение.

 

 Кондак Сретения Господня

глас 1

Утробу Девичу освятивый Рождеством Твоим и руце Симеоне благословивый, якоже подобаше, предварив, и ныне спасл еси нас, Христе Боже, но умири во бранех жительство и укрепи люди, ихже возлюбил еси, Едине Человеколюбче.

 

 Величание

Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Пречистую Матерь Твою, Еюже по закону ныне принеслся еси в храм Господень.


АПОСТОЛ


Братья, без всякого же прекословия меньший благословляется бо́льшим. И здесь десятины берут человеки смертные, а там – имеющий о себе свидетельство, что он живет. И, так сказать, сам Левий, принимающий десятины, в лице Авраама дал десятину: ибо он был еще в чреслах отца, когда Мелхиседек встретил его. Итак, если бы совершенство достигалось посредством левитского священства, – ибо с ним сопряжен закон народа, – то какая бы еще нужда была восставать иному священнику по чину Мелхиседека, а не по чину Аарона именоваться? Потому что с переменою священства необходимо быть перемене и закона. Ибо Тот, о Котором говорится сие, принадлежал к иному колену, из которого никто не приступал к жертвеннику. Ибо известно, что Господь наш воссиял из колена Иудина, о котором Моисей ничего не сказал относительно священства. И это еще яснее видно из того, что по подобию Мелхиседека восстает Священник иной, Который таков не по закону заповеди плотской, но по силе жизни непрестающей. Ибо засвидетельствовано: Ты священник вовек по чину Мелхиседека.

(Послание к Евреям св. ап. Павла, 7:7-17)


ЕВАНГЕЛИЕ


В то время принесли родители Младенца Иисуса в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу, и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных.


Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля. Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем. И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец.


Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме. И когда они совершили всё по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет. Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем.

(Евангелие от Луки, 2:22–40)


Проповедь Патриарха Кирилла в праздник Сретения Господня


Сегодня мы празднуем великий двунадесятый праздник — Сретение Господне. Праздник этот, хотя и установлен в честь встречи Господа с ветхозаветным праведником Симеоном и пророчицей Анной, посвящен Богоматери. По древнему ветхозаветному обычаю на 40й день после рождения каждый первенец мужского пола должен был быть посвящен Богу. Происходил этот обряд в Иерусалимском Храме, и матери приносили своих первенцев, посвящая их Богу. В знак этого посвящения приносили жертву — кто какую мог. Люди побогаче закалывали тельцов и овец, а бедные — приносили голубей или горлиц. С этими птицами и пришла Дева Мария в Иерусалимский Храм, чтобы посвятить Богу Своего Первенца, принести Ему в жертву то, что Она могла Богу пожертвовать.


Праведный Симеон, по преданию, был одним из тех, кто участвовал в переводе Библии с еврейского языка на греческий, — это перевод, известный в науке под названием Септуагинта, перевод 70-ти толковников. Церковь хранит память о Симеоне как одном из этих толковников. Перевод был выполнен в III веке до Рождества Христова. Когда Симеон переводил известные слова из пророка Исаии: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына» (Ис. 7:14), то усомнился и, решив подчистить текст, взял нож для того, чтобы эти слова убрать из текста; но был остановлен силой Божией и получил внушение, что не умрет, пока сам не увидит то, в чем усомнился.


Симеону было много лет, и, наверное, он устал от жизни. И когда Дева Мария пришла в Иерусалимский Храм, то, движимый Духом Святым, он пошел Ей навстречу и произнес те удивительные слова, которые стали нашей молитвой, совершаемой во время вечернего богослужения: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое» (Лк. 2:29-30). И, обращаясь к Деве Марии, Симеон произнес другие пророческие слова: «Се, лежит Сей на падение и восстание многих и в предмет пререканий; и Тебе Самой оружие пройдет душу, дабы открылись помышления многих сердец» (см. Лк. 2:34-35)» — удивительные слова, которые полностью осуществились и в земной жизни Спасителя, и после Его Воскресения: Он стал предметом пререканий, и одни, принимая Спасителя, восставали вместе с Ним, а другие, отвергая Его, падали.


Это восстание и падение происходит даже до сегодняшнего дня, и пророчество Симеона сегодня так же реально осуществляется в жизни, как то было и в древности. Почему же происходит такое, казалось бы, странное явление — Бог пришел в мир, стал Человеком, явил множество чудес, воскрес из мертвых, основал Церковь, которую не могут одолеть врата ада (см. Мф. 16:18), и, тем не менее, многие люди не принимают Спасителя, не верят в очевидный факт Воскресения, не признают таинственной силы действия Духа Святого в жизни Церкви, остаются нечувствительными к церковной проповеди? И напротив, есть множество тех, кто не просто принял слова Спасителя, но восстал с Ним — и в прямом, и в переносном смысле слова, пройдя через многие страдания, утверждая веру в то, что Родившийся от Девы Марии есть Сын Божий и Спаситель мира. Это утверждение никогда не было простым — ни в самом начале бытия Церкви, ни в течение всей истории, ни в наше время. Но через это утверждение мы восстаем вместе со Христом и мы воскреснем в жизни вечной в Царствии Божием.


Ну, а почему же праздник богородичный? А потому, что в словах, обращенных к Деве Марии, мы находим евангельское подтверждение нашей веры в то, что Она является Ходатаицей, Молитвенницей за нас: «и Тебе Самой оружие пройдет душу, дабы открылись помышления многих сердец». Оружие прошло сквозь Ее душу — страшное оружие созерцания мучений и смерти единственного Сына. Сердце Матери, наверное, разрывалось от этой страшной боли, сопоставимой с физической болью распинаемого Спасителя. Но эта страшная сердечная боль, это оружие дало Ей великую силу прозревать помышления многих сердец.


И сегодня Она слышит молитвы каждого из нас, кто с верой, надеждой, силой духовной обращается к Ней. Она прозревает наши мысли, Она прозревает нашу внутреннюю жизнь, Она знает, что нам действительно нужно, а что нет. Через то страшное страдание открылось у Нее особое зрение, в поле которого входит весь человечеcкий род, вся Церковь. Потому мы и называем Ее Матерью Божией и Матерью всех верующих, Матерью Церкви. И сегодня наши мысли в первую очередь о Ней, о Ее подвиге, о Ее вере, о Ее смирении, о Ее любви, о Ее прозрении наших помыслов.


В этом смысле праздник Сретения имеет совершенно особое место в кругу церковных пращников. Он был одним из первых, которые стала отмечать Церковь, одним из древнейших. Уже в IV веке обретаются проповеди великих святителей, посвященных этому дню: Мефодия Патарского, Кирилла Иерусалимского, Григория Богослова, Григория Нисского, Иоанна Златоуста, что свидетельствует о том, что с глубокой древности в честь события Сретения Церковь собиралась на молитву и отмечала этот день.


Но особым торжеством праздник Сретения стал окружаться с VI века. В ту пору в Антиохии произошло страшное землетрясение, а потом в Византийской империи вспыхнула эпидемия моровой язвы. Каждый день погибали тысячи людей. Тогда благочестивый император Юстиниан повелел в день Сретения Пресвятой Богородицы совершить великий крестный ход и торжественное празднество; и моровая язва остановилась.


Это событие, которое так перекликается со словами старца Симеона «откроются Тебе помышления многих сердец» — то есть откроются Тебе сердца человеческие, с их болью и страданиями, — и закрепило в церковной истории празднование Сретения Господня как великого двунадесятого богородичного праздника.


Вспоминая это событие, мы должны задуматься о том, что с нами происходит: мы среди тех, кто восстает со Христом, или среди тех, для кого Он — предмет пререканий? Мы должны задуматься также и о том, достаточно ли сильно мы верим в предстательство Божией Матери, способной через Свои страдания реально видеть нашу скорбь и нашу боль и откликаться на нашу молитву. И пусть сей праздник подвигнет нас к еще более бережному хранению священной памяти об этом событии, а также о великом подвиге Богоматери, через который Она обрела силу быть Предстательницей и Молитвенницей о всех нас. Аминь.


15 февраля 2011 года

 
Пожертвования
Donate-Button ru1 compressed
qr-code
 
Воскресная школа

Братья и сестры! При Храме Новомучеников и исповедников Российских открыты детская и взрослая Воскресные школы! Также в нашем Храме проходят огласительные беседы.

devochka

 
Цитата дня
"Не расслабляйтесь в молитве из-за того, что не по Вашему хотению творит Господь, а по Своей святой воле. Так и должно быть. Наша воля слишком недальновидна и неустойчива, чтобы на нее полагаться. Воля Божия одна может привести нас к истинному счастью". 
                                       
                                                     Священномученик Василий Соколов (1868-1922). Письмо накануне расстрела
 
 
МЫ В СЕТИ
cOtdLh Fw6w logo-main-footer depositphotos 115530432-stock-illustration-aircraft-vector-logo-icon-flat