О Литургии Преждеосвященных Даров

 

«Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание»

1 Послание к Коринфянам 11:23-25

 

 

 

История возникновения и значение Литургии Преждеосвященных Даров

Великий пост – время покаяния, молитвы и внутренней работы над собой. В будние дни Великого поста (с понедельника по пятницу) воздержание касается не только вкушаемой пищи, но и богослужений. Так, Божественная литургия, являющая полноту радости Пасхи, не совершается. Однако, именно в великопостное время необходимость в Божественной помощи, являемой через приобщение Тела и Крови Христовых, становится для христиан более осознанной и ощутимой. Именно эти постные дни духовного и физического подвига освящены ожиданием Причащения Тайн Христовых. Ведь Причащение – главное оружие в великопостной духовной борьбе и главная духовная Пища.

Для христиан, особо остро ощущающих свою немощь и не желающих оставаться даже в течение одной недели без укрепления Святыми Тайнами, совершается их причащение прежде-(т.е. ранее) освященными на полной Божественной Литургии Святыми Дарами. Это, собственно, и есть Литургия Преждеосвященных Даров. Этот чин был составлен святителем Григорием Двоесловом в VI веке. Шестой Вселенский Собор 52-м правилом утвердил повсеместное совершение Преждеосвященной литургии в дни Великого поста, чтобы не лишать верующих таинственного общения с Господом и вместе с тем не нарушать поста и покаяния совершением торжественной службы.

Время совершения

Литургия Преждеосвященных Даров преимущественно совершается в дни сугубого воздержания: среду и пятницу в течение всех дней Великого поста. Согласно Уставу, Литургия Преждеосвященных Даров должна совершаться в послеобеденное время в соединении с вечерней. Ведь Таинство Причащения Господь наш Иисус Христос установил в Сионской горнице вечером Великого Четверга, отчего это событие и получило наименование Тайной Вечери.

Чаще можно встретить обычай совершения Преждеосвященной Литургии в утреннее время. Это вызвано лишь тем, что причащение принято совершать натощак, а полное воздержание от пищи до захода солнца могут выдержать далеко не все, особенно те, кто занят в течение трудового дня на производстве.

Такое расположение служб лишает значительную часть верующих возможности посещать это богослужение, но самое печальное – лишает их возможности укрепить себя среди недели причащением Святых Тайн. Если же совершение Преждеосвященной Литургии переносится на вечернее время (как, собственно, это и предписывает Устав), то появляется возможность причащаться за богослужением в будние дни Великого поста.

В связи с этим Священный Синод Русской Православной Церкви 28 ноября 1968 г. издал специальное определение:

«1. Благословить в храмах Московского Патриархата совершение вечером Божественной литургии Преждеосвященных Даров там, где правящий архиерей сочтет это полезным;

2. При совершении Божественной литургии Преждеосвященных Даров в вечерние часы воздержание для причащающихся от принятия пищи и пития должно быть не менее шести часов; однако воздержание перед причащением с полуночи весьма похвально, и его могут держаться имеющие физическую крепость».

Символизм богослужения

Литургия Преждеосвященных Даров – одно из самых красивых богослужений Великого Поста. К нему присоединяются и церковные службы так называемых «Часов», предваряющие совершение Литургии, которые связаны с важнейшими священными событиями евангельской истории.

Служба первого часа, который соответствует по нашему счету времени 7-му часу утра, напоминает верующим о суде над Господом Иисусом Христом у Пилата. Кроме того, служба этого часа содержит благодарение Богу за наступление дня и моления о ниспослании благословения Божия на предстоящий день.

На третьем часе (соответствует 9-му часу утра) вспоминаются события последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа: издевательства над Ним и бичевание Его после суда у Пилата. Кроме того, это богослужение посвящено вспоминанию события сошествия Святого Духа на апостолов, совершившегося в этот час в день Пятидесятницы.

На шестом часе (соответствует 12-му часу дня) совершается воспоминание о добровольных страданиях и распятии на Голгофе Господа Иисуса Христа.

На девятом часе (соответствует 3-му часу дня) вспоминается Крестная смерть Господа Иисуса Христа и указывается на значение Его смерти для вечного спасения верующих в Него.

Литургия Преждеосвященных Даров начинается с Великой Вечерни, но первый возглас священника здесь тот же, что и на обычной Литургии: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа».

Кто может причащаться на Литургии Преждеосвященных Даров

Причащаться на этом богослужении могут все члены Православной Церкви, т.е. лица, принявшие Крещение и исповедующие веру Православной Церкви (согласно Символу веры).

Вопреки сложившемуся мнению, причащать младенцев на Литургии Преждеосвященных Даров можно.

Подготовка к Причащению на Литургии Преждеосвященных Даров

Взрослые для подготовки к Причащению должны примириться с ближними, прочесть то же Правило ко Святому Причащению, что и обычно. Если готовящиеся на первой седмице поста слушал на Великом повечерии канон преподобного Андрея Критского, то три канона читать не нужно. Необходимой также остается исповедь у священника. Причащаться принято натощак, а если Литургия Преждеосвященных Даров совершается в вечернее время, то требуется воздержание от пищи и питья в течение 6 часов.

Вернуться вверх